Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
В МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 8 "Ягодка" разработано:
Положение о сохранении и укреплении здоровья воспитанников
- Общие положения
- Настоящее положение регламентирует деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, контролю за состоянием здоровья воспитанников, порядок информирования администрации, педагогов и родителей (законных представителей) об изменениях состояния здоровья воспитанников в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка» ( далее ДОУ)
- Положение разработано в соответствии с :
- ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273 – ФЗ;
- п. 1.6. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155);
- Федеральным законом от 03.07.2016г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденного Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020г. № 28;
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными приказом Мин обрнауки РФ от 28.12.2010г. № 2106;
- Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 5 ноября 2013г. № 822-н.
1.3 ДОУ несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье воспитанников (ст.28, п.7 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 237-ФЗ).
2. Цели и задачи
2.1 Цель: создание условий для сохранения, охраны и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.
2.2 Задачи:
- обеспечение соблюдения санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную деятельность, удовлетворение потребностей воспитанников в двигательной активности);
- организация питания воспитанников;
- обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;
- формирование у детей представлений о ценности здорового образа жизни, овладение воспитанниками элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании), развитие физических качеств, формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
3. Организация деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
3.1. Организация охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется ДОУ.
3.2. Медицинская помощь в ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (п. 2.9.1. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020г. № 28).
3.3. Медицинское обслуживание и диспансеризация воспитанников ДОУ осуществляется на договорных условиях с ГУЗ «Саратовская центральная детская поликлиника № 1».
3.4. ДОУ предоставляет помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
3.5. ДОУ обеспечивает:
- организацию питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20;
- учет и контроль факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья воспитанников (проведение обследований, лабораторных испытаний социальных, экономических и экологических условий окружающей действительности);
- контроль за санитарным состоянием и содержанием собственной территории и всех объектов, за соблюдением правил личной гигиены лицами, находящимися в них;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
- работу по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
- обеспечивает обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
3.6. При реализации образовательных программ ДОУ создаёт условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- комплексную психолого-педагогическую помощь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации;
- работу по формированию здорового образа жизни и реализацию технологий здоровьесбережения;
- расследование и учёт несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
3.7. Медицинский работник:
- организует проведение плановых мероприятий по медицинскому осмотру воспитанников, проведение профилактических, противоэпидемических мероприятий, иммунизацию воспитанников;
- присутствует на спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
- принимает участие в составлении плана оздоровительных мероприятий в ДОУ;
- осуществляет участие в подготовке и проведении комплексной и психолого-педагогической оценки состояния здоровья воспитанников;
- осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в ДОУ, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
- распределение детей в соответствии с заключением о принадлежности воспитанников к медицинской группе для занятий физической культурой;
- документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой; за пищеблоком и питанием детей;
- назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей.
4. Организация контроля за состоянием здоровья воспитанников
4.1. С целью текущего контроля за состоянием здоровья воспитанников воспитателем и (или) медицинским работником проводится ежедневный утренний фильтр, который заключается в опросе родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей и проведении бесконтактной термометрии.
4.2. Данные о состоянии здоровья воспитанников по результатам утреннего фильтра заносятся в журнал приёма группы воспитателем.
4.3. Выявленные больные дети или с признаками заболевания в ДОУ не принимаются.
4.4. Лица с признаками инфекционных заболеваний в ДОУ не допускаются.
При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения в ДОУ воспитатель и (или) медицинский работник принимают меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещении для оказания медицинской помощи (бокс) или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда родителей (законных представителей), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи.
4.5. Если у ребёнка есть особенности здоровья и развития, то родители (законные представители) должны поставить в известность воспитателей группы и представить медицинскому работнику справку (медицинское заключение).
5. Порядок информирования администрации, педагогов и родителей об изменениях состояния здоровья воспитанников
5.1. Заболевших в течение дня воспитанников, сотрудники ДОУ или медицинская сестра обязаны изолировать от здоровых детей до прихода родителей или до их госпитализации с обязательным информированием родителей (законных представителей).
5.2. При получении воспитанником травмы, необходимо:
- устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью приступить к оказанию первой помощи пострадавшему;
- поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника;
- немедленно сообщить о случившемся администрации ДОУ, медицинской сестре, родителям (законным представителям) воспитанника, вызвать «скорую помощь» и при необходимости сопроводить воспитанника в ближайшее лечебное заведение.
5.3. Воспитатель обязан ставить в известность руководителя ДОУ о каждом несчастном случае, травме (независимо от степени тяжести) или плохом самочувствии ребёнка.
5.4. Администрация ДОУ проводит расследование обстоятельств несчастного случая с оформлением необходимых документов (актов, приказов и др.), информирует Учредителя, проводит внеплановый инструктаж с работниками ДОУ по соблюдению инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, незамедлительно принимает меры по устранению травмоопасных факторов, вносит запись в журнал учёта несчастных случаев.
5.5. Для экстренной связи при возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей или изменениях в состоянии здоровья воспитанников, воспитатель должен владеть информацией о воспитанниках и их родителях (законных представителях) - адрес проживания, ФИО родителей, их место работы и контактные телефоны. Использовать персональные данные детей, родителей воспитанников сотрудники имеют право только в пределах требований Закона о защите персональных данных. Родители (законные представители) имеют право выбрать форму информирования: по телефону, электронным письмом, иное.
5.6. С целью предупреждения жестокого обращения в отношении воспитанников со стороны взрослых, сверстников, а также, с целью своевременного выявления фактов жестокого обращения, воспитатель в течение дня должен обращать внимание на имеющиеся на теле ребенка гематомы, ссадины, ожоги или порезы, а также на несвойственное для ребенка поведение (пугливость, сонливость, нежелание общаться, желание уединения), которое может быть вызвано психологическим дискомфортом.
В случае выявления таких фактов воспитатель незамедлительно ставит в известность администрацию ДОУ, медицинского работника для выяснения ими обстоятельств случившегося.
Медицинский работник обязан провести визуальный осмотр ребенка, внести соответствующую запись в медицинскую карту ребенка.
5.7. В случае если усматривается факт жестокого обращения в отношении воспитанника, заведующий информирует комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, информирует родителей (если случай не связан с жестоким обращением со стороны родителей), Учредителей ДОУ.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения заведующим ДОУ и действует до его пересмотра или полной отмены.
Положение
по организации контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований
в МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 8 «Ягодка»
1. Общие положения:
-
- Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об
образовании», Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999г.,
№ 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»
от 07.02.2001 № 22-06-147, Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПин 2.4.1.3049-13, Уставом и другими локальными актами
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка»
(далее МДОУ) в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации режима работы
детского сада.
1.2. Законодательной и нормативной основой деятельности санитарной комиссии в МДОУ являются СанПиН, а также нормативные правовые акты, приказы, распоряжения, Министерства образования, Роспотребнадзора и настоящее Положение.
1.3. Главной целью организации работы комиссии по контролю за санитарно-гигиеническим состоянием здания, территории, помещений МДОУ является сохранение здоровья воспитанников и работников, в процессе трудового и образовательного процесса, соблюдение норм СанПиН.
1.4. Управление работой Санитарной комиссии в учреждении осуществляет заведующий.
1.5. Непосредственную организацию работы Санитарной комиссии осуществляет председатель комиссии, обеспечивающий проведение и соблюдение СанПиН, устанавливающий круг обязанностей членов комиссии, контролирующий ведение обязательной документации.
1.6. Ответственный за организацию работы Санитарной комиссии назначается и освобождается от обязанностей приказом заведующего МДОУ.
1.7. Срок действия данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся с учетом мнения Трудового коллектива, обсуждаются и принимаются на общем собрании.
2. Основные задачи:
2.1. Обеспечение выполнения требований СанПиН и других локальных
актов по созданию в МДОУ безопасной санитарно-эпидемиологической обстановки.
2.2. Организация работы по обеспечению выполнения работниками СанПиН.
2.3. Предотвращение вспышек заболеваемости. 2
2.4. Соблюдение требований СанПиН.
2.5. Контроль за соблюдением работниками СанПиН.
2.6. Оперативный контроль за санитарным состоянием.
2.7. Планирование и организация работы по соблюдению СанПиН, составление отчетности по установленным формам, ведение обязательной документации.
2.8. Организация пропаганды по санитарному и эпидемиологическому благополучию.
2.9. Информирование и консультирование работников МДОУ по вопросам соблюдения СанПиНов.
2.10. Организация и проведение инструктажей, обучения, проверки знаний по соблюдению СанПиН.
3. Основные функции:
3.1. Обеспечивает безопасную эксплуатацию оборудования, принимает меры по приведению их в соответствие с соответствующими стандартами,
СанПиНами, своевременно организует осмотры здания МДОУ и территории.
3.2. Принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение санитарного состояния и эпидемиологической обстановки.
3.3. Отчитывается на общем собрании, планерных совещаниях о санитар-ном состоянии и эпидемиологической обстановки в МДОУ.
3.4. Вносит предложения по поощрению работников МДОУ за активную и добросовестную работу по обеспечению безупречного санитарного состояния, а также по привлечению и дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении СанПиН.
4. Права.
4.1. Члены Санитарной комиссии имеют право:
- полностью контролировать вопросы санитарного состояния МДОУ; - вопросы производственного контроля;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима: *температуры воздуха в помещениях;
3
*относительную влажность воздуха; *уровень освещения (искусственного); *режим проветривания;
*подвижность воздуха;
*маркировка мебели и соответствие росту ребенка; *индивидуальная маркировка постельных принадлежностей; *санитарное состояние участков;
*соблюдение частоты проведения генеральной уборки; *соблюдение частоты протирки стекол в оконных рамах; *состояние и маркировка уборочного инвентаря; *обеспеченность моющими средствами и условия их хранения;
2*своевременность прохождения медосмотров, гигиенического обучения и аттестации;
*эффективность работы общей и местной вентиляции и ее технической исправности;
*техническая исправность технологического оборудования, наличие его в достаточном количестве, правильность использования и расстановки;
- соблюдение противоэпидемического режима:
*режим обработки, хранения и использования, маркировки оборудования, посуды, инвентаря;
*температура воды в моечных ваннах; *соблюдение дезинфекционного режима;
*соблюдение режима сбора, хранения и вывоза отходов; *отбор, хранение суточных проб;
*соответствие раствора заданной концентрации;
*соблюдение графиков (проветривания, генеральных уборок, кварцева-ния).
5. Контроль и ответственность.
5.1. Контроль за деятельностью Санитарной комиссии обеспечивает председатель комиссии МДОУ.
5.2. Ответственность за организацию работы Санитарной комиссии несет заведующий МДОУ.
5.3. Работники, выполняющие функции по обеспечению выполнения СанПиН несут ответственность:
- за выполнение, невыполнение, выполнение не в полном объеме своих должностных обязанностей, определенных настоящим положением и должностными инструкциями.
- соблюдение СанПиН.
6. Делопроизводство.
4
6.1. Заседания Санитарной комиссии проводятся 1 раз в месяц и оформляются протоколом.
6.2. В журнале протоколов фиксируются: - дата проведения заседания;
- количественное присутствие (отсутствие) членов Санитарной комиссии; - приглашенные (Ф.И.О., должность);
- повестка дня;
- ход обсуждения вопросов;
- предложения, рекомендации, замечания членов Санитарной комиссии и приглашенных лиц;
- решение.
6.3. Протоколы подписываются Председателем и секретарем Санитарной комиссии.
6.4. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
6.5. Журнал протоколов Санитарной комиссии нумеруется постранично, прошнуровывается, скрепляется подписью заведующего и печатью МДОУ.
6.6. Журнал протоколов Санитарной комиссии храниться в делах МДОУ (5 лет) и передается по акту (при смене руководителя, передаче в архив).
6.7. Доклады, отчеты, тексты выступлений, о которых в протоколе Сани-тарной комиссии делается запись («доклад», «выступление»), группируются отдельной папке с тем же сроком хранения, что и журнал протоколов Санитарной комиссии.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников
в МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 8 «Ягодка»
- Общие положения
- Положение об организации отдыха, релаксации и сна воспитанников Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка» (далее по тексту – Положение, ДОУ) разработано в соответствии с:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 41);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 с изменениями от 21 января 2019 года;
-
- Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников.
- Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
- Настоящее положение определяет условия организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников ДОУ.
- Цели и задачи
- Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для организации отдыха, релаксации и дневного сна воспитанников.
- Задачи:
- релаксация детей (снижение уровня тревожности и внутреннего мышечного напряжения);
- способствование приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя;
- облегчение психоэмоциональной нагрузки;
- формирование положительных эмоций и чувств;
- ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
- Правила организации сна детей
- Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.
Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Для детей от 4 до 6 лет – не менее 2.5 часов, с 6 до 7 лет – 2 часа.
-
- Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.
- Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно, запрещается отлучаться взрослому из спальни и оставлять детей одних без присмотра.
- Дневной сон организуется в послеобеденное время в отдельных спальных комнатах. Спальные комнаты оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне
30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
Допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно- трехуровневых кроватях. Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
-
- Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра). Температура воздуха в спальных комнатах должна быть не ниже 19ºС
- Методы и приемы организации дневного сна, отдыха и релаксации
- Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
- определяет перечень спокойных игр перед подготовкой ко сну;
- подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10– 15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса;
- проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей;
- периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для детей старшего дошкольного возраста);
- делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
- Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
Эти приемы могут использоваться в комплексе, но для воспитанников первой и второй младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок.
-
- Организация дневного сна.
Дети раздеваются в определенном порядке, складывают (вешают) одежду на своих стульчиках:
- снимают обувь;
- носки вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;
- шорты помещают на сиденье стула;
- юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;
- колготки (гольфы) складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;
- последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.
Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном – это освобождение волос от бантов, заколок и т.п.
В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают пижаму для сна (кроме летнего периода), ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа).
-
- На сон настраивают:
- приглушённый свет;
- закрытые шторы или жалюзи;
- пастельные, спокойные тона стен и потолков;
- свежий воздух.
- Релаксация.
Этот этап сопровождается определенными ритуалами в расслабленной обстановке. Например, тихая музыка, чтение вслух, поглаживание детей (тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект), расслабляющие упражнения, оказывающие обще успокаивающее действие.
Лучший вариант - звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
-
- Переход ко сну
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует правильность позы ребёнка:
-
-
- На левом или правом боку.
- Руки поверх одеяла.
- На животе или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на опорно- двигательный аппарат.
- Постепенный подъем.
-
Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза – улыбнулся – потянулся и размялся).
После сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут пижамы для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.).
Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры.
Дети старшего дошкольного возраста помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами. Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.
- Заключительные положения
- Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения.
- Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости.
Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников
МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 8 «Ягодка»
Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня.
Помещения для отдыха и сна должно соответствовать требованиям СанПиН:
Спальня - площадью из расчета, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.
Следует иметь не менее 3-х комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
Примерный режим дневного сна в ДОО
Общая продолжительность дневного сна:
Для детей от 4 до 7 лет не менее 2,5 часов;
Во время сна детей воспитатель (или его помощник) обязательно присутствует рядом с детьми.
«Здоровьесберегающие технологии при обучении
и воспитании детей с ОВЗ» в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка»
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Ключевым принципом здоровьесберегающей стратегии в соответствии с национальными приоритетами заявлено сохранение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации принимаются меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, на внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.
В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указаны обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни; привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью; использование здоровьесберегающих технологий обучения.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья педагога и обучающихся.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения;
Что? — отбор и структура содержания;
Как? — оптимальная организация учебного процесса;
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения;
Кто? — реальный уровень квалификации педагога;
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы, и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секцийи на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в образовательной организации отвечает ее руководитель.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой педагога на уроке/занятии, воздействием, которое он оказывает на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья обучающихся.
Уровень образовательной организации. Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий. На уровне образовательной организации с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других
условий для образовательного процесса; - обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- обеспечение обучающихся в период их пребывания в образовательной организации питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в образовательные программы занятий, позволяющих целенаправленно подготовить обучающихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех педагогов и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
- проведение тематической работы с родителями обучающихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Уровень класса/группы, обеспечиваемый работой на уроке/занятии. От того, насколько работа каждого педагога отвечает задачам здоровьесбережения, зависит результат влияния образовательной организации на здоровье обучающихся. Организовать обучение педагога таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого педагога.
В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить, как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.
Перед педагогом, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:
- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!); - пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;
- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Средства, используемые при реализации здоровьезберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:
- солнечные и воздушные ванны,
- водные процедуры,
- витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды)
- кабинет физиотерапии, сенсорная комната, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );
- организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.
Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий
Под методами заоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит от многих условий:
- от профессионализма педагога,
- от его личной заинтересованности,
- от уровня на котором используется технология.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
3.Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
4.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1.Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2.Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3.Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).
Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:
а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровъесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
2.Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы:
- практический метод,
- познавательная игра,
- ситуационный метод,
- игровой метод,
- соревновательный метод,
- активные методы обучения,
- воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:
- элементарные движения во время занятия;
- физические упражнения;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- «минутки покоя»;
- различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- лечебная физкультура;
- подвижные игры;
- специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
- психогимнастика,
- тренинги,
- элементы витаминотерапии (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды),
- кабинет физиотерапии,
- оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,
- различные реабилитационные мероприятия;
- массовые оздоровительные мероприятия,
- спортивно-оздоровительные праздники,
- тематические праздники здоровья др.
Особенности формирования у детей ценностных установок
к безопасному поведению
Ценностное отношение к своему здоровью, безопасное поведению может рассматриваться как отношение ребенка к своему здоровью, безопасное поведение как к ценности включающее знание о ценности здоровья, безопасное поведение как необходимой предпосылки для полноценного развития и жизни ребенка, сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах детских деятельностей, ориентированных на сохранение здоровья, выполнения норм и правил безопасногоповедения в различных ситуациях.
Ребенок принимает правила и нормы безопасного поведения и начинает понимать их культурно-смысловой контекст (почему, зачем, для чего) и осмысленно следует им в своей жизни. Присвоение личностью ценностей представляет собой процесс познания мира в единстве трех составляющих: эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов.
Эмоционально-чувственный компонент связан с формированием положительного эмоционального отношения к навыкам безопасного поведения, осознанного отношения детей к процессу формирования навыков безопасного поведения. Без осознания ребенком ценности свей жизни и смысла навыков безопасного поведения для человека невозможно их формирование. Эмоционально-чувственный компонент проходит через развитие эмпатии, рост осмысленности эмоциональных переживаний, повышения эмоциональной чувствительности ребенка к выполнению/нарушению норм и правил поведения в разных условиях (быту, социуме, природе, информационно-коммуникационной среде).
Эмоционально-чувственный компонент определяет мотивацию личности на формирование навыков безопасного поведения. Мотивация же является стержневым моментом процесса усвоения навыков безопасного поведения. У детей возникает мотивированный интерес к том что делать, как себя вести, они принимают правила и нормы безопасного поведения и начинают осмысленно следовать им в своей жизни или анализируя поступки литературных персонажей, реальных людей, обсуждая со взрослым различные литературные сюжеты и жизненные ситуации.
Эмоционально-чувственный компонент может рассматриваться как эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ее ценностями здоровья, безопасности жизни, стремлением к саморазвитию, самореализации, эмоциональным восприятием социальных, природных объектов, объектов, несущих в себе созидание и разрушение.
Деятельностный (поведенческий, регулятивный) компонент характеризуется применением навыков безопасного поведения дошкольников в условиях опасной ситуации, исполнением необходимых действий во время опасности, выполнением правил безопасного поведения, деятельностью по устранению и предотвращению опасных ситуаций, опыт сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.
Поведенческий компонент может рассматриваться как психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающегося в конкретных поступках, поведении, отношении в опасных ситуациях. Поведенческий компонент свидетельствует о сформированности социально-безопасного поведения, что проявляется через практическое включение в деятельность, где дошкольник закрепляет привычки безопасного поведения, выполняя определенные морально-этические нормы.
Когнитивный компонентпредставляет собой знание и понимание смысла ценностного отношения к здоровью и правилам, нормам безопасного поведения. Его развитие осуществляется в направлении уточнения и углубления представлений об этих ценностях. Когнитивный компонент характеризуется наличием знаний об опасностях в жизни человека, о навыках безопасного поведения о способах предотвращения опасностей. Он выделен в логике формирования навыков, так как для любого навыка, в том числе и навыка безопасного поведения, необходимы определенные знания.
Когнитивный компонент в развития ребенка является важным и существенным, так как определяет и показывает степень целостного освоения личностью системы основных социокультурных знаний и ценностей, созданных в важнейших видах безопасной жизнедеятельности и определяющих эффективность формирования навыков безопасного поведения.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным возрастом познания, принятия и присвоения себе ценностей общества, в котором живет ребенок, в том числе ценности здоровья и безопасного поведения. Дошкольник усваивает модели поведения в соответствии с осваиваемыми ценностями. Система ценностей выполняет роль ориентира в целостной картине мира ребенка.
Критерии и показатели ценностного отношения детей к здоровью, безопасному поведению в разных условиях
В соответствии с содержанием понятия «ценностное отношение к здоровью, безопасному поведению» и структурным его составляющим, определены критерии, показатели сформированности ценностного отношения к здоровью, безопасному поведению у детей дошкольного возраста.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.